Выдержка из дипломной работы, по теме: Музеефикация архитектурных памятников - несет исключительно ознакомительное назначение и может отличатся от имеющейся в наличии. Рекомендуем скачать краткую - версию для получения более полного представления о предлагаемой курсовой работе.
Введение
Во второй раз в истории музейного дела встает этот вопрос. Думается, трудно найти другой тип музея, судьба которого не была бы столь превратна, как судьба музея-храма. Храм – музей-храм – краеведческий или антирелигиозный музей – музей-храм – храм – таково схематичное изложение истории некоего “усредненного” памятника культовой архитектуры в нашей стране. Именно насильственный характер большинства этих метаморфоз обусловил остроту и нетерпимость вопроса.
Для большинства стран и народов такого вопроса не существует: музей и церковь мирно уживаются под одной крышей, в одном “экспозиционном пространстве”. У верующих не возникает стремления во что бы то ни стало отобрать у музеев крупнейшие произведения мировой архитектуры или водворить в храмы памятники религиозной живописи из Лувра и Прадо – историко-культурное, общечеловеческое значение этих памятников, обуславливающее необходимость их музеефикации и особого охранения, не вызывают здесь сомнений. Но сложность и неоднозначность нашей истории и истории нашего музейного дела сегодня привели к тому, что сама правомерность существования музеефицированных церквей поставлена под вопрос. Уничтожение “музеальности” многих культовых памятников, возвращение их из особой музейной среды в среду бытования (пусть самую благоприятную, высокодуховную) грозит многими невосполнимыми потерями нашей культуре. Можно ли все без изъятия храмы-музеи вновь обратить в действующие церкви? Будет ли этот шаг не только справедливым, но и благоприятным для памятников национальной культуры? Для многих храмов, изуродованных чуждыми им экспозициями атеистической направленности, такая перемена будет, безусловно, благом. Но в данной работе идет речь о храмах-музеях, то есть памятниках, используемых не под музей, а как музей, сам интерьер которых является и экспозиционным пространством, и главным музейным экспонатом одновременно.