Дипломы и рефераты Allbest
Раздел о компании и проекте Незачетов.НЕТ
НАША КОМАНДА
НАША РАБОТА
ЧЕМ ПОМОГАЕМ
ГОНОРАРЫ
ЧАВО
ДЛЯ ПАРТНЕРОВ
КОНТАКТЫ
Раздел посвященный заказам
КАК СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ
СРОЧНЫЙ ЗАКАЗ
ЗАКАЗ ДИПЛОМА
ЗАКАЗАТЬ КУРСОВУЮ
ЗАКАЗ РЕФЕРАТА
МЫ ГАРАНТИРУЕМ
МЕТОДЫ ОПЛАТЫ
Дополнительная информация и разделы
АВТОРСКИЕ РАБОТЫ
ВАКАНСИИ АВТОРАМ
ПОЧИТАЕМ
 
 
НА ГЛАВНУЮЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОСКАРТА САЙТАE-MAIL   
Найти готовые курсовые рефераты дипломы


Тема работы:

Межкультурная коммуникация как общение

Номер работы: 34120595
Рубрика: Курсовая аттестационная работа   →  Социология
Архив за: 2005 г.
Месяц защиты: авг
Статус: Успешно
Стоимость: 700 руб.
Количество страниц: 37 стр.
Содержание:
Содержание

Введение 3
Глава 1. Феномен коммуникации в современном мире 12
Глава 2. Культурно-специфические аспекты общения 19
Глава 3. Когнитивный и аффективный аспекты общения
в рамках межкультурной коммуникации 25
Заключение 34
Список литературы 37
Выдержка из работы:  

Выдержка из дипломной работы, по теме: Межкультурная коммуникация как общение - несет исключительно ознакомительное назначение и может отличатся от имеющейся в наличии. Рекомендуем скачать краткую - версию для получения более полного представления о предлагаемой курсовой работе.


Введение

В современном мире резко возросло внимание к такому феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, политологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурном и т.д. Такая ситуация является вполне закономерной. Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество проявляется не только в проникновении коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновении и развитии качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслении коммуникативной природы социальной реальности , современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества. Как отмечает Д. Иванова воздействие общественных изменений и новые технологии «связаны не столько с расширяющимися возможностями накопления и переработки информации» как это представлялось ранее, сколько «с новыми формами коммуникации» .
Современное общество невозможно охарактеризовать, игнорируя проблемы коммуникаций. Социум коммуникативен по своей природе. Представления Н. Лумана о коммуникации как о сущностной характеристике самого общества, его утверждения о том, что «человеческие отношения, да и сама общественная жизнь невозможны без коммуникации» , что «только коммуникация может осуществлять коммуникацию» , приобретают новый смысл и вызывают особый интерес.
Ряд современных исследователей - П.Дж. Катзенстейн, Р.О. Кохэн и Ст.Д. Краснер, видят суть современного общества во все большей транспарентности границ .
Наиболее известные теории, объясняющие феномен современного мира, связаны с концепцией «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, «конца истории» Ф. Фукуямы, «столкновения фундаментализмов» Тарика Али. Появляющиеся модели современного мира часто оказываются биполярными и делят субъектов миропорядка (цивилизации, культуры) на два лагеря, противопоставляя один другому. Такая оппозиция может проводиться по различным основаниям, например: экономическим (прогрессивный модернистский постиндустриальный проект против отсталого традиционного, фундаменталистского), этнокультурным (мультикультурализм, культурный плюрализм против ирредентизма), религиозно-ценностным (исламский фундаментализм против американского империализма и колониализма «постхристианского Запада») и т.д.
Характер, направленность, динамика изменений в современном мире выводят в число наиболее актуальных проблему межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация понимается как общение, осуществляемое в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенно влияют на удачу или неудачу коммуникативного события . Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры . Достаточно часто используется термин «кросс-культурная коммуникация», однако он обычно относится к изучению определенного феномена в двух или более культурах и имеет дополнительное значение сравнивания коммуникативной компетенции общающихся представителей различных культур.
Основными функциями межкультурной коммуникации являются обеспечение межкультурного обмена материальными и идеальными ценностями, а также кооперации между представителями различных этносов, наций, государств и т.д. при решении тех или иных задач локального и глобального уровней.
С.Г. Тер-Минасова отмечает, что способность к развитию коммуникативной компетентности присуща всем представителям Homo sapiens, однако конкретная реализация этой способности культурно обусловлена. Кроме этого, она обусловлена и уникальным индивидуальным опытом каждого человека, из чего следует, что при коммуникации, являющейся процессом обмена сообщениями, постоянно происходит воссоздание смыслов, так как они не совпадают даже у людей, говорящих на одном и том же языке, выросших в одной и той же культуре .
С рождения человек принадлежит многим группам (этническим, культурным и т.д.), и именно в них формируется его коммуникативная компетентность. Правомерно говорить о том, что межкультурная коммуникация является коммуникацией социальной.
Рассматривая межкультурную коммуникацию как общение мы, естественно, должны выделить характеристики как понятия коммуникации, так и понятий общения и культуры.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова определяет общение как «взаимные сношения, связь» а коммуникацию – как «а) сообщение, связь одного места с другим; б) сообщение, передача мыслей (словесная; научная)» . В словаре русского языка А.П. Евгеньевой общение определяется как «а) действие по значению глагола общаться, т.е. поддерживать отношения, встречаться; б) взаимные сношения, деловая или дружественная связь» . Аналогичное толкование дает и словарь С.И. Ожегова .
Таким образом, можно полагать, что общение и социальная коммуникация представляются как понятия одного ряда, хотя и не тождественные друг другу. Тем не менее, трактовки обоих понятий имеют значительное количество вариаций.
Так в середине 60-х годов ХХ в. американский ученый Л. Сэйер насчитал 25 различных концепций использования термина «общение» в научной литературе , а согласно подсчетам Э. Беттинхауса в 60-х годах только в американской научной литературе существовало более 50 различных описаний процессов коммуникации . В работе вышедшей в 1976 г. Ф. Дэнс и К. Ларсон приводят более 125 определений общения .
Отечественная литература также дает широкий спектр различных толкований содержания понятий и существа явлений «общение» и «коммуникация». Например, В.П. Конецкая в учебнике «Социология коммуникации» пишет: «Общение - социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой жизнедеятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. Коммуникация - сознательно обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.)» . М.С. Каган утверждает, что «Общение оказывается необходимым и специфическим видом человеческой деятельности, выражающим взаимодействие субъекта с субъектом» .
Главное, что объединяет точки зрения, имеющиеся в отечественной науке по вопросу общения и коммуникации, состоит в указании на социальный характер этих явлений.
Общение - понятие, обозначающее социальный феномен, который раскрывает механизмы структурирования, организации и функционирования человеческого общества, способы и формы включения индивида в социально-исторический контекст. Общение служит связующим элементом системы «человек - общество» .
Культурологи выделяют целый ряд подходов в понимании и определении культуры, например: описательный (З. Фрейд), ценностный (М. Хайдеггер, М. Вебер), деятельностный (Э.С. Маркарян, Ю.А. Сорокин), духовный (Л. Кертман), символический (Ю.М. Лотман), диалогический (В.С. Библер, С.С. Аверинцев), информационный (Ю.М. Лотман).
В контексте рассмотрения проблем межкультурной коммуникации представляется целесообразным обращение к диалогическому и информационному подходам. В соответствии с диалогическим подходом культуру рассматривают как «диалог культур» и как форму общения ее субъектов. (В.С. Библер, С.С. Аверинцев). В соответствии с информационным подходом культура рассматривается как система создания, хранения, использования и передачи информации, т.е. - система знаков, употребляемых обществом, в которой зашифрована социальная информация, вложенные людьми содержание, значение, смысл (Ю.М. Лотман). Культура – это информационное обеспечение общества, это – социальная информация, которая накапливается в обществе с помощью знаковых систем.
Главными причинами, обусловившими возрастание интереса к тематике межкультурной коммуникации, являются:
• качественные сдвиги в развитии общемировой цивилизации (интернационализация – глобализация). Они охватывают, в частности, необходимость международной экономической кооперации, нарастание количества проблем, для решения которых необходимо интернациональное сотрудничество, политическую, культурную и спортивную интеграцию, возникновение мировых транспортных и информационных сетей, растущую мобильность населения и т.д.;
• процессы гуманизации социальной жизни и либерализации общественной мысли, которые начинают особенно бурно развиваться во всем мире с конца 50-х годов ХХ века. В результате этих процессов постепенно формируется толерантность к представителям разнообразных меньшинств - расовых, этнических, идеологических, возрастных, гендерных и т.д.;
Общество постепенно созревает для мысли о том, что «чужой» не обязательно представляет собой нечто раздражающее, опасное, требующее ассимиляции или устранения, но и содержит в себе немалый синергетический потенциал и шанс для обогащения. На этом фоне возникает эмансипаторно-либеральная линия интеркультуралистики, представленная, прежде всего, в социологии, педагогике и теологии .
Теория межкультурной коммуникации не могла бы сформироваться без возникновения собственно теории коммуникации. Первые работы с коммуникативно-теоретической направленностью появились в 20-30-е годы ХХ века. Их авторами были, большей частью, социологи, которые применяли в своих исследованиях главным образом социологические методы и руководствовались социологической постановкой вопроса (Г. Буддемайер). Социологический подход до сих пор оказывает значительное влияние как на общую теорию коммуникации, так и на теорию межкультурной коммуникации. Вскоре после второй мировой войны сложился информационно-технический подход к коммуникации. В его рамках термины «коммуникация» и «теория коммуникации» впервые начали применяться к СМИ.
Ключевыми теориями, отражающими специфику современного общества и массовой коммуникации, являются идеи Э. Тоффлера и Т. Парсонса об информационном обществе и информационном обмене взаимодействующих систем и подсистем, концепция социального действия Ю. Хабермаса, представления Л. Альтюссера о роли идеологии в воспроизводстве общественных отношений, концепция гегемонии А. Грамши, представления об особенностях пропаганды социальных идей П. Лазарсфельда, Р. Мертона, теоретические разработки Ж. Бодрийара, сфокусированные на изучении СМИ и массовой культуры в эпоху постмодерна и др.
Структура общения хорошо изучена в теории информации и коммуникации (К. Шеннон, У. Эшби, Р.О. Якобсон и др.). Социальная коммуникация изучается в рамках самых разных исследовательских парадигм. Это - символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер и др.), феноменология (Г.Гарфинкель, А. Шюц и др.), диалогизм (М.М. Бахтин и М. Бубер), постмодернизм (Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар и др.) и другие известные школы и направления, в рамках которых были получены важные сведения о многих сторонах социальной коммуникации.
Изучение межкультурной коммуникации переживает ныне в Западной Европе и США бум, который можно наблюдать в широком спектре гуманитарных наук, начиная с лингвистики и методики преподавания иностранных языков и кончая философией или теорией менеджмента. Число посвященных этой теме конференций, семинаров, монографий, сборников статей и т.д. - огромно. На взгляд некоторых ученых, она даже становится «наиболее важной темой социальных наук», «вопросом выживания нашего биологического вида» (R. Young) .
Интерес к проблематике межкультурной коммуникации отмечается в России с середины 90-х годов и постоянно растет. Тема межкультурной коммуникации занимает одно из центральных мест в отечественной филологии, о чем свидетельствует целый ряд публикаций последних лет (Н.Л. Шамне, С.Г. Тер-Минасова, О.А. Леонтович, Д.Б. Гудков, Т.Г. Грушевицкая и др., Л. И.Гришаева и др.). В рамках отечественной коммуникативной теории можно выделить работы, посвященные проблемам речевого общения (А.Е. Войскунский, В.В. Богданов, О.Л. Каменская, Е.Ф. Тарасов, О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина, Г.Г. Почепцов), взаимоотношению сознания и коммуникации (И.А. Зимняя, Б. Гаспаров, В.В. Красных, В.Я. Шабес), а также языка и коммуникативного поведения человека (Т.Г. Винокур, И.П. Сусов). Исследованиями, связанными с моделированием коммуникативного процесса занимались С.А. Сухих, В.В. Зеленская, коммуникативными стратегиями - Е.В. Клюев, проблемами невербальной коммуникации - И.Н. Горелов и В.Ф. Енгалычев, компьютерной коммуникацией - Б.Ю. Городецкий, культурой общения - Н.И. Формановская.
Курсовая работа посвящена проблеме межкультурной коммуникации как общения.
Цель работы – представить межкультурную коммуникацию как общение индивидов / социальных групп, состоящее в обмене материальными и идеальными ценностями.
Цель курсовой работы обусловила постановку следующих задач:
1. Выделить причины, обусловившие рост значения межкультурных коммуникаций в современном мире;
2. Исследовать культурно-специфические аспекты общения;
3. Рассмотреть когнитивный и аффективный аспекты общения в рамках межкультурной коммуникации.
Предметом работы является общение, осуществляемое представителями различных этносов, наций, государств и т.д. в условиях культурно обусловленных различий.
В качестве объекта исследования выступают представители различных этносов, наций, государств и т.д., осуществляющие в процессе общения межкультурный обмен материальными и идеальными ценностями, а также кооперацию при решении различных задач локального и глобального уровней.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматривается феномен коммуникации в современном постиндустриальном обществе.
Вторая глава работы посвящена культурно-специфическим аспектам общения.
Глава три посвящена рассмотрению некоторых аспектов общения, в частности когнитивному и аффективному, а также невербальному общению, оказывающему влияние на изменения в когнитивной и эмоциональной сфере личности.
В процессе подготовки и написания работы автором использовались материалы научно-монографической (В.С. Агеев, Э. Бенвенист, П. Бергер, Т.А. Ван Дейк, А. Вежбицкая, А. Мейе, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Тер-Минасова и др.), учебной и справочной литературы по проблемам лингвистики, социальной и этно- психологии, социальной философии, культурологи.



 

В базе творческих работ, которые можно найти на Незачетов.НЕТ находятся только разработанные НАШИМИ авторами - эксклюзивные курсовые работы, которые были выполнены под заказ в прошлом. Мы продаем только те, которые прошли все стадии включая защиту и в результате получена положительная оценка "4" или "5".

На нашем проекте также есть возможность заказать эксклюзивную работу по данной теме или любой другой. На эксклюзивную работу уже, распространяются бесплатные доработки и все сопутствующие гарантии. И самое главное - гарантировано, что учебная работа будет написана именно для Вас.

Для оформления заказа на эксклюзивную разработку заполните форму>>

 

 

 



HotLog
Rambler's Top100
   © "Nezachetov.NET" & "Nezacheta.Net" Заказ диплома, реферата - На отлично...
Качественный подход за доступную цену!
Незачетов.НЕТ