Введение
Салонная культура в Европе зарождалась уже в Средние века. Прото-типы салонов - домашние вечера устраивались представителями светской аристократии для развлечения. На эти встречи приглашались трубадуры, ис-полнялись музыкальные произведения, стихи, посвященные, безусловно, Прекрасной Даме. Уже в это время центром жизни такой встречи была жен-щина.
В Италии XIV-XV веков появляются кружки, гости которых обсуждали литературно-философские новинки, а также произведения мыслителей Ан-тичности. Стоит отметить, что эти общества, в которых дамы играли непо-средственную роль, направляя тему беседы, были посвящены не только лю-бовным темам, но и общественным, культурным.
Из Италии салонная традиция была ввезена с приездом в Париж Екате-рины Медичи. Ее придворные дамы, искушенные в изысканных светских ве-черах и беседах, имевших место при итальянском дворе, начали устраивать подобные собрания и во Франции. Так в XVI веке в окружении Маргариты Валуа, дочери Екатерины Медичи, образовался литературный кружок, на ко-тором приближенные к ее окружению представители знати размышляли над поэтическими и философскими произведениями, декламировали собствен-ные сочинения, в том числе и сама Маргарита Наваррская, труды которой со-хранились и по сей день .
Цели исследования. Рассмотреть коммуникативную сторону салона в России.
I. Глава Появление салонов в России
1. 1. Салон как место встречи светской знати и просвещенной ин-теллигенции
Салон — литературный, художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме. Салоны в России начали по-являться уже в ХVIII веке, но их нельзя было назвать салонами в полном смысле этого слова. Например эрмитажный кружок при Екатерине Второй был салоном лишь по видимости. В этом салоне не развлекались и развива-лись, а делали себе карьеру.
Хозяйкой первого в России подлинного салона стала княгиня Евдокия Ивановна Голицына. Дом княгини на Большой Миллионной превращается в некий храм искусств. Дом расписан был талантливейшими художниками эпохи. Хозяйка всегда была изысканно одета - ее наряды напоминали наряды весталок эпохи Древнего Рима. В салоне беседы длились ночами, в разгово-рах царил дух просвещения. Ее гостями были такие литераторы как Вязем-ский, Жуковский, Батюшков, а с 1817 года у ног «ночной княгини» Голици-ной был сам А. С. Пушкин.
Глава II. Самые посещаемые салоны в России в ХIХ веке
2. 1. Салон А.П. Елагиной
С тридцатых годов и до нового царствования дом и салом Авдотьи Петровны Елагиной были одним из излюбленных и посещаемых средоточий русских литературных и научных деятелей. Все, съезжалось сюда по воскре-сеньям узнавать и делиться новостями. Приезжавшие в Москву знаменито-сти, русские и иностранцы, явля¬лись в салон Елагиных. В нем преобладало славяно¬фильское направление, но это не мешало постоянно посещать вечера Елагиных людям самых различных верований до тех пор, пока литературные партии не разделились на два неприязненных лагеря — славяно¬филов и за-падников, что случилось в половине сороко¬вых годов. Блестящие московские салоны то¬го времени служили выражением господствовавших в русской ин-теллигенции литературных направлений, научных и философских взглядов. Это известно всем и каждому. Менее известны, но не менее важны были ме-сто и роль этих салонов в другом от ношении, — именно как школа для на-чинающих молодыx людей: здесь они воспитывались и приготовля¬лись к по-следующей литературной и научной деятель¬ности. Вводимые в замечательно образованные семейства добротой и радушием хозяев — юноши, только со¬шедшие со студенческой скамейки, получали доступ в наиучшее общество, где им было хорошо и свободно благодаря удивительной простоте и непри-нужденности, царившей в доме и на вечерах.
Заключение
Выводы
1. Салон – небольшое объединение людей избранного круга, собирав-шихся в доме какого-нибудь частного лица ради свободного обмена мнения-ми на произвольные темы: литературные, философские, политические, соци-альные, исторические, религиозные и т.п.
2. В салонах зародилась, воспиталась, созрела и развилась русская мысль.
3. В салонах подготовились к литературной, научной деятельности на-родившееся русское поколение.
4. Салоны в России − уникальное явление нашей культуры., чаще всего воспринимаемое как встречи интеллектуалов, соединенных общими интере-сами. Они имеют непреходящее значение, являясь важнейшим средством формирования общественной мысли в России в разные периоды.
5. Для формирования русской культуры большое значение имеют сало-ны России начиная с XIX в., позволившие развивать и распространять важ-ные политические, литературные, исторические, музыкальные, научные, фи-лософские идеи, даже в крайне неблагоприятных исторических условиях и вопреки им.